В нескольких своих работах и лекциях Монтессори говорит о «ребёнке, которого ещё нет». Что она имела в виду под этой фразой? О каком ребёнке она говорила? Может ли эта фраза также относиться ко взрослым / учителям, впервые знакомящимся с системой Монтессори?
Мы знаем, что для того, чтобы истинная природа ребёнка развилась, проявилась, требуется несколько предварительных условий:
Когда этому циклу дают развернуться, у ребёнка развивается сосредоточенность, которую затем можно наблюдать при использовании других материалов. Именно тогда мы начинаем замечать признаки того, что ребёнок проявляет характерные черты человека, следующего своему собственному, уникальному пути развития. Монтессори называла это состояние состоянием нормализации, что означает соответствие пути развития законам природы. В терминах Монтессори нормализованный ребёнок определяется как ребёнок, находящийся на пути нормального развития, например, в соответствии с законами природы.
То, что развивалось, было характерными чертами, которые Монтессори наблюдала с течением времени и которые она стала называть характеристиками нормализованного ребёнка. Такие качества, как спокойствие, любовь к работе, сосредоточенность, способность к спонтанному выбору, любовь к порядку, независимость, общительность и готовность к сотрудничеству, любовь к тишине, способность размышлять, привязанность к реальности, любовь к природе, сублимация собственнического инстинкта, типичного для 2-летних детей, послушание и обладает развитой волей, но особенно РАДОСТЕН.
Это те черты характера, которые Монтессори начала замечать в детях в первых Домах ребёнка. Эти наблюдаемые черты не были и не являются предполагаемыми чертами детей, но они всё ещё проявляются сегодня у детей, живущих в пространстве, обеспечивающем вышеупомянутые предпосылки. Когда мы видим, что ребёнок демонстрирует не самое лучшее, социально неприемлемое поведение, на глубинном уровне мы должны видеть в нём «ребёнка, которого ещё нет», и верить, что «нормализованный» ребёнок будет развиваться, если мы создадим благоприятное пространство.
Это «видение истинного ребёнка» происходит в результате тренировки быть внимательным наблюдателем. Это обучение начинается с прохождения курса подготовки Монтессори учителя, но это только начало. Чтобы стать научным наблюдателем, необходимы практика, осознание себя, других людей и окружающей среды, а также готовность продолжать практиковать навык наблюдения до тех пор, пока он не станет привычным.
Когда наблюдение становится привычным, взрослый не «вмешивается» слишком рано, доверяет ребёнку/детям делать сложные задачи, поощряет только тогда, когда это необходимо, и осознаёт, когда поощрение не требуется. Монтессори часто заявляла, что истинный показатель эффективности и успеха взрослого/учителя — это когда он/она осознаёт, что по большей части они больше не нужны; они верят, что дети способны продолжать своё развитие, поддерживая друг друга, когда это необходимо.
Фраза «которого ещё нет» применима ко взрослым в начале их практики. Мы знаем, что взрослые, при условии поддержки, необходимой для оттачивания навыков научного наблюдения, могут научиться «видеть ребёнка, которого ещё нет», по мере того, как продвигается их собственный путь к тому, чтобы стать наблюдательным взрослым.