Переводы

Переход ребёнка из первой стадии развития во вторую

Авторы: Вирджиния Висковиц (AMI-тренер, 6-12)
Перевод: Екатерина Дмитриева

Доктор Монтессори в своей работе «Четыре стадии развития» говорит нам следующее:

Я нахожу, что в своём развитии ребёнок проходит определённые фазы, в каждой из которых есть свои определённые потребности. Особенности каждой из них настолько отличаются, что каждый переход от одной фазы к другой описывается некоторыми психологами как «перерождение»

Мария Монтессори

Думаю, все мы согласны с тем, что ближайшие значимые взрослые в жизни ребёнка, — его родители, педагоги и другие взрослые, принимающие участие в его воспитании, — все они стараются действовать в интересах ребёнка. Все они надеются, что своей заботой помогут ребёнку вырасти здоровым, счастливым и раскрыть свой потенциал.

Когда мы говорим о стадиях развития, мы обычно делим их на шестилетние периоды: 0−6, 6−12, 12−18 и 18−24. Это даёт ощущение, что переходы от одной стадии к другой происходят как по щелчку переключателя: в момент, когда ребёнку исполняется 6 лет, он переходит на следующий уровень. Но реальность такова, что ребёнок может проявлять особенности как первой, так и второй стадии развития на протяжении какого-то времени в силу плавности этих переходов-«перерождений».

Важно понимать, что длительность времени, проведённого в классе 3−6 не влияет на переход на следующий уровень развития. Изменения в ребёнке происходят не зависимо от того, посещал он Монтессори сад или никогда не заглядывал сюда.

В педагогике Марии Монтессори, чтобы гармонично сочетать интересы ребёнка, его развитие и родительские ожидания, полезно бывает давать семьям информацию, помогающую понять, для чего мы делаем то, что мы делаем. Для взрослых, которые выросли в традиционной образовательной системе, даже при условии, что они осознанно выбрали Монтессори образование для своего ребёнка, их собственный опыт и даже информация, которую они получают из разных источников, может сильно разниться между собой. Понимание четырёх стадий развития и их значения для ребёнка особенно важно в момент его приближения к шестилетию. В этот период, в Монтессори школе важно принять решение о том, какая же среда будет наиболее полезной для ребёнка — среда класса з-6 или уже класса 6−9?

Как узнать, выбор какой среды будет наиболее правильным в этот период? Ответ можно получить только в наблюдениях за ребёнком, замечая особенности его развития. Полученные из наблюдений данные обсуждаются, и принимается решение о том, какая всё-таки среда, и почему. Этим занимаются как педагоги классов 3−6 и 6−9, так и родители.

Продолжает ребёнок работать один или уже начинает искать себе других для совместной деятельности? Присутствует ли желание повторять в точности показанный урок снова и снова, или уже возникает стремление к большим свершениям, проектам, или чему-то, что бросает вызов его разуму и будит воображение? Физически ребёнок такой же, как дети вокруг него в классе 3−6, или он выглядит более высоким и начинает терять зубы? Безразлично ли ему поведение других детей в классе, или он начинает обращать внимание на это и обращается за советом к педагогу, что многие называют сплетничанием? Присутствует ли ещё стремление к порядку или ребёнок теряет к этому интерес?

Всё это служит индикаторами, которые и помогают принять решение о лучшем выборе среды для дальнейшего развития и обучения ребенка. Как только начинают проявляться изменения в поведении, мы можем начинать наблюдать за ним в 3−6, и, в это же время, начинаем периодически отправлять его «погостить» в класс 6−9. Это как раз и помогает принять решение: воспринимается ли среда 6−9, как пугающая и угнетающая, или это что-то захватывающее, как новое приключение с множеством вещей, которые ждут, чтобы их исследовали?

Ребёнок может посещать таким образом школу столько сколько понадобится. Такие периодические посещения помогают детям познакомиться со школьным коллективом и понять, как вообще устроен и работает класс 6−9. Однажды «погостив» в очередной раз в школе он сам покажет вам, что уже готов к переходу.

В своей работе «Впитывающий разум» доктор Монтессори говорит нам:

Развитие ребёнка происходит по пути последовательных этапов развития самостоятельности, и наше знание об этом должно руководить нашим отношением к ребёнку. Мы должны помогать ему действовать, думать и желать самостоятельно. Это и есть искусство служения духу. Искусство, которое можно доводить до совершенства только в непосредственной работе с детьми.

Мария Монтессори

Ещё по этой теме:

Переводы
Переход в Casa
Статья из цикла Voices of AMI Training о детях возраста 2,5-3 лет
Заботимся о вас, чтобы вы заботились о детях

Есть вопросы?

Отвечаем в течение часа по будням с 10 до 18 (мск)
Написать в поддержку