Переводы

Переход в Casa

Автор: Дженнифер Шилдс (AMI-тренер 3-6)
Перевод: Анастасия Либина

Возраст от 2 до 3 лет — это самый важный возраст в жизни. В течение этого времени формируются все органы психики человека, создаётся всё то, что будет неотъемлемой составляющей будущей личности с её потенциалом. Ребёнок подобен духовному эмбриону, в котором развивается всё необходимое для формирования личности

Мария Монтессори, «Лондонские лекции», 1946 год

Я всегда больше радуюсь, встречая двух двухлетних детей, чем одному новому пятилетнему ребёнку. Как педагог ступени 3−6, я была рада принимать в нашем сообществе новых детей в возрасте 2,5−3 года. Почему бы мне не захотеть принять нового пятилетнего ребёнка, с которым реже случаются туалетные конфузы, который был бы более разговорчив и казался бы более «цивилизованным»?

Да, на протяжении многих лет я принимала в наш класс детей в возрасте 4−5 лет. Но младшие ребята были маленькими, иногда немного неосознанными, и представляли собой замечательное дополнение к нашей социальной группе. Несмотря на то, что переходный период может оказаться непростым, я знала, что у нас будет три, а иногда и четыре года совместной работы, и мне выпадет очень много времени и чести поддерживать их и наблюдать за их развитием.

Как определить, что ребёнок «готов» к поступлению в класс 3−6? Как начать уважать и ценить этого нового ребёнка, когда он придёт в наш класс?

Когда ребёнок приходит к нам впервые, из дома, или после учреждения не по системе Монтессори, сначала мы встречаемся с его семьёй. В первую очередь важно дать членам семьи ребёнка возможность изучить класс, а затем обсудить с ними увиденное. Помните, что для семьи это тоже переходный момент. Взрослые тоже сталкиваются с новым этапом сепарации и должны почувствовать доверие, чтобы затем принять эти перемены.

Также педагог встречается с ребёнком и наблюдает за его готовностью, уровнем развития устной речи и базовых движений, а также за тем, согласна ли семья с философией Монтессори и, в частности, с независимостью в освоении туалета?

Мы избегаем термина «Приучение к туалету», поскольку он означает процесс, осуществляемый взрослыми, а не развивающий ребёнка. Взрослые подготавливают среду и поддерживают процесс, но самостоятельность должна исходить от ребёнка. Большинство детей проявляют интерес и желание начать ходить в туалет, если их знакомить с ним рано, примерно в то время, когда они начинают ходить, и без давления. Мы предлагаем детям плотные хлопковые тренировочные трусы, низкий горшок или стул-стремянку и полноразмерный унитаз.

Ребёнок, который может выразить свои базовые потребности с помощью языка, который может носить предметы, чья семья открыта для Монтессори подхода и готова поддерживать использование туалета дома, может присоединиться к занятиям.

Когда ребёнок приходит из тоддлер-класса, педагоги сообщают информацию о его готовности, предложив ведущему пеадгогу класса понаблюдать за ним. Педагоги ступени 0−3 также рассказывают о развитии языка, развитии движений и социальном поведении. Ребёнок, который может последовательно выбирать материал, класть его на стол, работать с ним и возвращать обратно, обычно может перейти на ступень 3−6. Беседы с семьёй важны для всех, чтобы подготовиться к переходному периоду.

NB

Ребёнок в тоддлер-классе, будучи готовым перейти на следующую ступень, может начать регрессировать, поскольку текущая среда больше не будет удовлетворять его потребностям. К сожалению, взрослые иногда воспринимают это как аргумент в пользу того, что ребёнок ещё не готов. Мы можем столкнуться с аналогичными трудностями, и, если ребёнок задерживается в классе 3−6 при переходе на второй этап развития. Решение должно приниматься исходя из потребностей ребёнка, а не на основании календаря или предпочтений взрослых. Вот почему опытные педагоги переводят детей на следующую ступень не только в сентябре и январе. Учебный год — это академическая и организационная структура, но мы всегда должны ориентироваться на то, что подходит ребёнку.

В процессе перехода мы также поддерживаем человеческие склонности детей к порядку и ориентации. Заранее пригласите ребёнка на экскурсию по классу с уже знакомым им педагогом. Можно определить для ребёнка новый шкафчик; ребёнок может наблюдать, спускать воду и даже ходить в новый туалет, а также мыть руки в раковине. Некоторым детям понравится идея принести комнатное растение из своего предыдущего класс в новый.

После того, как ребёнок посетит класс и перейдёт в него, основной педагог должен с большим вниманием отнестись к способностям этого нового члена общества. Когда дети переходят из тоддлер-класса, им не требуются ознакомительные презентации из альбома «Практическая жизнь» — они уже умеют носить подносы, раскатывать коврики и скатерти. Или же им может понадобиться всего лишь короткий урок о «новом» способе выполнения некоторых действий.

Ребёнок, которого неосведомленный педагог всё же «возвращает» к началу, может скучать, чувствовать себя ущемлённым и регрессировать. Ошибкой в таком случае было бы сказать: «Этот ребёнок ещё не готов». На самом же деле, это взрослые не были готовы удовлетворить потребности ребёнка.

В тоддлер-классе дети пекут хлеб, расставляют цветы, накрывают на стол, поливают растения и делают многое другое. Представьте, как далеко они могут продвинуться, поступив в класс 3−6, если мы позволим им опереться на этот опыт.

Новые дети 2,5−3 лет могут стать невероятно ценным вкладом для нашего класса. К 6 годам они вырастут «добропорядочными гражданами», детьми, которые практически без помощи взрослых смогут заботиться о классе.

Уделяя время воспитанию наших самых маленьких детей с заботой и чуткостью, мы инвестируем не только в каждого ребёнка, но и в будущее нашего сообщества и укрепляем мир во всём мире, как напомнила нам доктор Монтессори. Один из посетителей моего ознакомительного занятия сказал мне: «Мы не занимаемся укладкой дёрна. Мы выращиваем секвойи». Да, требуется время, чтобы помочь младшим детям адаптироваться, но это стоит затраченных усилий.

* Многие Монтессори школы избегают термина «малыш» в отношении младших детей, поскольку он ассоциируется с неустойчивостью на ногах и может показаться неуважительным. Разве это не деликатный подход к терминологии?

Заботимся о вас, чтобы вы заботились о детях

Есть вопросы?

Отвечаем в течение часа по будням с 10 до 18 (мск)
Написать в поддержку