Однажды я зашла в класс, держа в руках четырёхмесячного ребёнка. …Спокойствие этого создания произвело на меня большое впечатление, и мне захотелось передать свои чувства детям. «Видите? Она совсем не создаёт шума» , — сказала я и, шутя, добавила: — «Посмотрите, как спокойно лежит… Никто из вас не может сохранять такое спокойствие». Озадаченно я наблюдала, как дети стояли вокруг меня в сильнейшем напряжении. Это выглядело так, словно они следили за моими губами и глубоко прониклись тем, что я сказала. «Она дышит очень тихо, — продолжала я, — никто из вас не может так тихо дышать». Удивлённо и взволнованно дети сдерживали своё дыхание. Впечатляющая тишина распространилась в этот момент. Было слышно тиканье часов, чего раньше никогда не замечалось. Казалось, что младенец внёс в комнату атмосферу той тишины, которой не существует в обычной жизни. … Дети сидели тихо, неподвижно. Они задерживали дыхание и при этом выглядели такими строгими и ясными, словно были погружены в медитацию.
Мария Монтессори «Дети — другие»
В этом отрывке доктор Монтессори описывает момент, который вдохновил её на создание «Уроков Тишины», — занятий, которые с течением времени стали отличительной чертой основанных ею «Домов ребёнка» (3−6 лет). На протяжении первых месяцев пребывания в школе через разнообразные игры, упражнения и занятия мы помогаем детям научиться контролировать своё тело, сидеть неподвижно и безмолвно на протяжении постепенно увеличивающихся промежутков времени. Затем однажды учитель может прямо обратиться к детям с просьбой создать тишину. Взрослый находится поодаль от детей и шёпотом зовёт каждого по имени. Услышав своё имя, ребёнок идёт к гиду, стараясь не издавать ни звука, чтобы даже шаги не были слышны.
На первый взгляд, это упражнение кажется простым. Однако на самом деле воплощает в себе все те результаты деятельности, к которым мы стремимся в Монтессори классах. Если у одного или нескольких участников не получится перейти в спокойное и безмолвное состояние, группа не достигнет коллективной тишины. Именно поэтому такие уроки прекрасно учат сотрудничеству. Их успешное выполнение со своей стороны демонстрирует высокую степень уважения к другим и понимание, что лучше для группы как единого целого.
Чтобы перейти в спокойное безмолвное состояние, ребёнку необходимо достичь контроля над движениями своего тела. В результате чего у детей вырабатывается определённый уровень самосознания и силы воли. Мы фокусируем внимание детей на неподвижности, так как движения создают звуки. Поэтому для достижения тишины нам необходимо проявить усидчивость. Тренировка детской силы воли происходит через контроль над движениями тела.
Это путешествие к неподвижности и тишине можно сравнить с практиками осознанности. Осознанность подразумевает фактически целенаправленное привлечение собственного внимания — осознание настоящего момента. Сидя вместе с детьми и помогая им направлять их сознание на руки и совершаемые ими движения, а затем, показывая, как класть руки, приводя их в полную неподвижность, мы практикуем осознанность. Марио Монтессори однажды сравнил тишину с микроскопом: когда дети спокойны и неподвижны, их фокус смещается на окружающие звуки, которые обычно незаметны. Затем они могут заметить на тихое жужжание насекомого, щебетанье птицы за окном или шуршание одежды одноклассников.
Конечно, мы, взрослые, должны сначала сами овладеть магией тишины и неподвижности, прежде чем сможем поделиться ей с детьми в полной мере. Как и в отношении любой составляющей нашей жизни, мы должны выступать моделями поведения, которое мы надеемся видеть и у наших детей. Мы сами должны быть бесшумными и безмолвными при передвижении в классе. Если во время наблюдения мы успокоим свои мысли, то обретём возможность более объективно узреть то, что подлинно. Если мы будем меньше разговаривать, а больше погружаться в глубокое слушание, находясь полностью с ребёнком, который обращается к нам, при этом, уводя фокус с собственных мыслей, тогда мы сможем лучше услышать то, что старается донести до нас ребёнок.
Доктор Монтессори однажды сказала: «Тишины в жизни человека нет». В настоящее время вернее и не скажешь. Дав детям почувствовать эту магию тишины и неподвижности, мы предоставляем возможность им самим усвоить её принципы и сделать частью себя. И тогда они понесут это знание вместе с собой во взрослую жизнь. И в мир.
Об авторе
Энн Веласко, AMI-тренер уровня Primary (3−6 лет), с 2014 года занимает должность Директора Тренерских курсов в Юго-западном Институте Монтессори исследований (Финикс, штат Аризона). Преподаёт тренерские курсы ступени 3−6 по подготовке педагогов для работы в классах с детьми от 2,5 до 6 лет. Сотрудничает с Институтом Монтессори коренных народов в Нью-Мексико, осуществляя подготовку педагогов, основанную на системах обучения коренных народов.
Впервые Энн познакомилась с методом будучи ребёнком. Её мать была Монтессори педагогом. Поэтому Энн посчастливилось получить образование в Доме Ребёнка. Когда она сама стала мамой, то точно знала, что хочет, чтобы её дочь получила такой же опыт. Несмотря на свою квалификацию в сфере экономического развития, впоследствии она решила посвятить себя Монтессори образованию. Прежде чем закончить тренерскую программу в AMI, на протяжении 12 лет она работала педагогом как на уровне Primary (3−6), так и Elementary (6−12). Энн Веласко имеет степень бакалавра по программе «Маркетинг и бизнес-управление» Университета Аризоны, а также степень магистра по направлению «Образование» Университета Лойола в Балтиморе. Она также получила дипломы AMI ступеней Primary и Elementary Международной Ассоциации Монтессори (AMI).
Источник: https://montessori-ami.org