Переводы

Уличное Монтессори пространство

Автор: Тиффани Лидделл
Перевод: Анастасия Либина

Когда дети соприкасаются с природой, они раскрывают свой потенциал…

Монтессори, «Открытие ребёнка», стр. 70

Мария Монтессори признавала огромную роль природы в целостном развитии ребёнка, рассматривая внешнюю среду как неотъемлемое дополнение в классе. Она верила, что врождённая связь детей с природой способствует развитию любознательности, умиротворения и ощущения чуда, давая уникальные возможности для роста и открытий.

Как красноречиво выразилась Монтессори:

Ни в одной книге нет ни описания, ни изображения, которые могли бы заменить вид настоящих деревьев и всей жизни, которую можно увидеть вокруг них, в настоящем лесу… Лес показывает, что существуют не только деревья, но и целая совокупность взаимосвязанных жизней.

Мария Монтессори, «От детства к юности», стр. 19

По методике Монтессори внешняя среда на свежем воздухе выходит за рамки физических упражнений, создавая динамичное пространство, где дети развиваются эмоционально, интеллектуально и духовно. Наблюдая за природными процессами — ростом растений, деятельностью насекомых или взаимодействием между животными и их экосистемами, — дети развивают терпение, чувство времени и понимание взаимосвязей. Этот опыт дополняет и углубляет их обучение в помещении, закрепляя абстрактные концепции в реальном мире.

Обустройство внешнего пространства по системе Монтессори требует продуманного дизайна, основанного на принципах, поощряющих независимость, исследование и контакт с природой. Хорошо подготовленная среда на открытом воздухе обогащает опыт детей, поддерживая их всестороннее развитие.

Принципы Монтессори для уличного пространства

  • Свобода и порядок
  • Внешняя среда должна обеспечивать баланс между структурой и спонтанностью. Разделите пространство на чёткие зоны для таких занятий, как садоводство, сенсорные исследования и физические игры, оставляя при этом место для неструктурированной, свободной активности.

  • Природные материалы
  • Используйте дерево, камень, растения и другие природные материалы для создания спокойной и экологически чистой атмосферы.

  • Инструменты детского размера
  • Предоставьте доступные, рассчитанные на ребёнка садовые инструменты, мебель и материалы для поощрения независимости и целенаправленной активности.

    Монтессори занятия на свежем воздухе

    Внешняя среда по системе Монтессори предлагает детям уникальные способы применить свои навыки и исследовать окружающий мир.

    Практическая жизнь

    • Садоводство: выделенный участок в саду позволяет детям сажать, поливать и собирать урожай, приобщая их к природным циклам

    • Забота о животных: забота о маленьких животных, таких как кролики или цыплята, развивает сочувствие и ответственность

    • Уборка: такие задачи, как подметание дорожек или мытье уличных принадлежностей, дают возможность для целенаправленной активности

    Сенсорное исследование

    • Сенсорные сады с разнообразными текстурами, цветами и ароматами (например, лаванды, мяты, чистеца византийского) обогащают чувственный опыт

    • Натуральные природные объекты в доступе, такие как сосновые шишки или камни, поощряют свободную игру и творчество

    Развитие крупной моторики

    • Брёвна, балансиры или конструкции для скалолазания улучшают физическую координацию

    • На открытых травянистых площадках можно бегать, кататься на роликах или играть в групповые игры

    • Копание ям в земле или на песчаных площадках создаёт простор для творческого строительства и исследований

    Наблюдение и изучение природы

    • Кормушки для птиц, станции наблюдения за насекомыми и метеорологические приборы развивают любознательность и научное мышление

    • Специально отведённые места для наблюдения за дикой природой побуждают детей соприкасаться с миром природы

    Возможности для обучения на открытом воздухе

  • Математика − подсчёт листьев, измерение роста растений или сортировка предметов по размеру или цвету, помогают детям получить реальное представление о математике
  • Наука − увеличительные стёкла и микроскопы, помогают исследовать почву, насекомых и растения
  • Искусство − личные мольберты и природные объекты могут вдохновлять на творческие проекты, сочетая искусство с природой
  • Язык − книги, нанесение надписей и рассказывание историй, вдохновлённых природой, способствуют развитию языка и одновременно укрепляют связь с окружающей средой
  • Уделение приоритетного внимания безопасности и устойчивому развитию

    Мы можем обеспечить безопасность внешнего пространства с помощью безопасных для детей неядовитых растений, а также внедрять экологически чистые методы, такие как компостирование и сбор дождевой воды, чтобы продемонстрировать экологическую ответственность.

    Содействие миру и размышлениям

    Прекрасно, если на улице будут созданы тихие зоны с затенёнными креслами, где дети могли бы отдохнуть, поразмышлять или просто понаблюдать. Такие элементы, как фонтаны или китайские колокольчики, могут усилить спокойствие пространства, создавая ощущение спокойствия.

    Наблюдение и адаптация

    Наблюдение — это ключ к поддержанию эффективной среды Монтессори. Наблюдая за тем, как дети взаимодействуют с пространством, вы можете адаптировать материалы и занятия в соответствии с их развивающимися интересами и потребностями в развитии.

    Обустроенное согласно Монтессори принципам уличное пространство — мост к целостному обучению.

    Монтессори считала, что внешнее пространство на открытом воздухе является неотъемлемой частью её философии образования, которая позволяет детям изучать «ключи от Вселенной», которые предоставляются учебными материалами. Внешние пространства за пределами класса позволяют детям применять эти концепции в значимых, реальных условиях, углубляя их понимание и оценку окружающего мира. Эта среда способствует свободе передвижения, возможностям для взаимодействия и контакта с природой, которые вызывают восхищению и способствуют развитию. Благодаря продуманному дизайну внешние пространства могут стать местами, где дети развивают жизнестойкость, независимость и непреходящую любовь к учёбе.

    Заботимся о вас, чтобы вы заботились о детях

    Есть вопросы?

    Отвечаем в течение часа по будням с 10 до 18 (мск)
    Написать в поддержку