Мы очень поможем ребёнку, если будем уважать его внутреннюю мудрость, которая подсказывает ему, сколько всего воспринять из окружающей среды, когда лечь спать, чтобы обработать эту информацию, и когда проснуться, чтобы снова воспринимать мир.
Сьюзан Стивенсон
В Монтессори подходе всё, что нужно ребёнку опускается на уровень его роста. При организации места, где малыш спит, мы тоже стараемся как можно раньше дать ему возможность самостоятельно лечь на свою постель и покинуть её после пробуждения.
Низкая кровать (или напольный матрас) хороша тем, что ребёнок может сам в неё залезть, а, проснувшись — выползти или встать. Если вы не готовы укладывать малыша просто на матрас, можно подобрать оптимальный вариант каркаса: с ножками или без, с бортиками и без, с подголовником или без.
Если ребёнок с раннего детства не ограничен в движении после пробуждения, может самостоятельно сползти с кровати и, например, выбрать себе игрушку, это даёт ему ощущение, что он контролирует свой сон, и малыш развивает привычку самостоятельно ложиться спать, когда устаёт, и занимать себя, когда проснулся.
Подготовка пространства
Для зоны сна лучше выбирать самую тёмную часть комнаты. На окнах можно предусмотреть жалюзи, чтобы во время дневного сна комната была затемнена лишь немного, и плотные светонепроницаемые шторы для ночного сна
В раннем детстве дети активно исследуют пространство, поэтому лучше всего лечь или присесть на пол и посмотреть: что видит ребёнок и что на самом деле находится у него в доступе
Если вы опасаетесь, что малыш будет скатываться с кровати во сне, можно постелить рядом мягкий коврик, положить небольшие подушки или выбрать кровать с невысоким бортиком. Главное, чтобы он не был сплошным вдоль всей кровати, и у ребёнка оставалась возможность самостоятельно из неё выбраться
Анна Федосова
Психолог, Монтессори педагог (AMI 0−3)
Когда ребёнок только начинает спать на напольной кровати, важно дать ему время на то, чтобы мозг наработал обратную связь о положении тела в пространстве и научился его контролировать. Через некоторое время мы можем заметить, что несмотря на то, что ребёнок крутится во сне или ползает по кровати, он с неё не скатывается: нервная система научается анализировать границы пространства и контролировать активность движений даже во сне.
Плюсы напольной кровати
Напольная кровать позволяет ребёнку исследовать и перемещаться по комнате без помощи взрослых. Это побуждает детей больше двигаться и развивать крупную моторику в своём естественном темпе и приобретать чувство уверенности в себе. Представьте, что вы не можете начать свой день без того, чтобы кто-то пришел и помог вам встать с постели
После пробуждения ребёнок может сам прийти/приползти к родителям или поиграть с тем, что есть в комнате. Несколько тихих и безопасных игрушек в доступе, из которых малыш сможет выбрать, когда проснётся, тоже станет отличным стимулом для развития самостоятельности
Свободное пространство напольной кровати или матраса помогают нам с раннего детства уважать право ребёнка засыпать самостоятельно днём и ночью
С напольной кроватью ребёнок становится активным участником окружающей среды. Он может наблюдать за своей комнатой и взаимодействовать с ней, развивая чувство принадлежности и связи с пространством дома. Кроме того, постепенно малыш начинает чувствовать край кровати и учится управлять своим телом
Примерно в возрасте 3-х лет при переселении из традиционных детских кроваток с решётками в обычные кровати, часто наблюдаются проблемы с адаптацией: дети плачут, отказываются спать одни, по ночам приходят к родителям. Предоставление малышу возможности свободно перемещаться в зоне сна в раннем детстве решает эту проблему заранее
Выбор кровати
Для младенцев и тоддлеров лучше использовать напольный матрас или низкую кровать, на которую ползающий малыш сможет забраться самостоятельно.
По мере взросления можно модернизировать зону сна, приводя её к более традиционному для нашей культуры виду. При этом, важно, чтобы размер кровати был сопоставим с размерами ребёнка — высота должна быть примерно на уровне колена малыша. Для более старших детей можно использовать кровать-чердак.
Если мы предоставим ребёнку кровать или матрас на уровне пола в полностью безопасной комнате, а не высокую кроватку с боковыми решётчатыми стенками, он получит чёткое неискаженное представление об окружающей среде и свободу исследовать её, когда он будет готов.
Нужно тщательным образом изучить каждый закуток и каждую щёлку комнаты на предмет безопасности и интересности. Даже если ребёнку предстоит жить в одной комнате с родителями или братьями и сёстрами, мы можем создать обширную, безопасную и интересную среду.
Вот так закладывается независимость, концентрация внимания, умение передвигаться, самоуважение, умение принимать решения и сбалансированное, здоровое развитие тела, разума и духа.
Сьюзан Мэйклин Стивенсон, «Радостное дитя»