Переводы

Работа: жизненно важный инстинкт

Автор: Барбара Граццини

Человеческий труд

Всё, что мы знаем, всё, что у нас есть, всё, что мы делаем, требует и предполагает работу других человеческих существ. Если мы только остановимся и подумаем об этом, то поймём, насколько это невероятно: всё, что я кладу в рот, дом, в котором я живу, дорога, по которой я хожу, транспорт, на котором я передвигаюсь, храм, церковь или мечеть, в которой я молюсь, музыка, которую я слушаю, книги, которые я читаю, само знание о мире — всё это зависит от работы других людей. Ничего из этого я не могла бы иметь, делать или понимать без помощи, без работы других людей.

Снимите покров с денег, и что мы увидим? Самый невероятный обмен продуктами человеческого труда, оказанными услугами. Другими словами, мы видим взаимозависимость, взаимозависимость, которую Марио Монтессори называет «бессознательным обменом услугами». Многие люди гордятся своей самодостаточностью и независимостью от других. Но правда, реальность, совершенно иная. Степень самодостаточности и независимости любого человека от других людей (или от самой природы) ничтожно мала по сравнению с тем, насколько каждый из нас зависит от работы других людей, как ныне живущих, так и наших предков.

Независимо от того, простой или сложной кажется наша жизнь, независимо от того, богаты мы или бедны, то, как мы живём, зависит от работы, открытий, изобретений и идей несметного числа других людей, как живых, так и мёртвых. Огонь, игла, гончарное дело, кирпичи и раствор, колесо, обработка земли, одомашненные животные, календарь, шёлковая ткань, сделанная из коконов личинок мотыльков, алфавит, который мы используем для безмолвного языка, преодолевающего барьеры времени и пространства, символы для безмолвного разговора цифрами, компас, карты, печатные книги, микроскоп и телескоп, газ и электричество, вода из крана, телефон, электронная почта, поезд, автомобиль, лодка и самолёт, и бесчисленное множество других вещей, которые мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся, — всё это красноречивые выражения человеческого труда, как прошлого, так и настоящего.

Благодаря своей работе люди превратили свой мир в мир, который теперь не подвластен природе; это мир, созданный трудом людей, и Монтессори называет его Sopranatura, что мы можем перевести как «сверхприрода». Все мы теперь зависим от этого мира и, следовательно, полностью зависим от работы друг друга.

Каковы последствия всей этой человеческой взаимозависимости, пронизывающей время и пространство? Во-первых, наиболее очевидно, что работа, выполняемая отдельными человеческими существами, приносит пользу другим людям; во-вторых, одновременно с этим существует великое, хотя и неосознанное, сотрудничество между людьми; и в-третьих, то, что проявляется таким образом, — это невероятная человеческая солидарность. Эта человеческая взаимозависимость индивидуумов, сообществ, наций основана на труде, на организации труда; она возникала постепенно на протяжении тысячелетий и достигла кульминации в сегодняшней организации обществ и, более того, великого мирового общества.

Перед нами глубокая, глубинная история человечества: история, которая привела нас от раннего охотничьего и собирательского образа жизни к сложным обществам, существующим сегодня. Это глубокая история, которая лежит под поверхностной историей напряжённости, соперничества, конфликтов и войн, которые также сопровождали и сопровождают историю человечества. На поверхности мы видим так много разделения и жестокости; но под этим скрывается история сотрудничества и обмена: циркуляция и обмен товарами и услугами, идеями и знаниями.

Какую историю мы передадим нашим детям? Какую историю человечества? Если мы говорим только о войнах и других формах жестокости, то какую человечность мы представляем, раскрываем перед нашими детьми? Какую правду мы излагаем? Доктор Монтессори хочет, чтобы мы пересказали человеческую драму как, прежде всего, историю человеческого труда, человеческих усилий, человеческих стараний. Это тоже история правды, реальности, а значит, и фактов. Это история, которая привела нас к сегодняшнему миру и объясняет, как он функционирует: сверхъестественный мир, созданный трудом людей; мир, в котором каждый человек может заниматься своим делом и в то же время обеспечивать себя всем необходимым за счёт того, что произведено трудом других. Конечно, и сегодняшний мир, и сегодняшнее человечество очень далеки от совершенства, но, возможно, оба они лучше, чем мы думаем.

Люди лучше, чем кажутся на первый взгляд. Действительно, люди производят на меня впечатление чрезвычайно добрых и милосердных существ, но они практикуют доброту и милосердие настолько неосознанно, что человечество не осознаёт, что обладает этими добродетелями. Можно сказать, что человеческие распри и неспособность людей понять друг друга — это поверхностные явления, а под этой поверхностью на протяжении веков скрывались неизмеримые глубины доброты и жертвенности в сердцах людей, доброты и духа жертвенности, которые история скрыла и о которых человечество не знает.

Люди работают не для удовлетворения своих потребностей, а для удовлетворения потребностей других. Возьмём, к примеру, пекаря. Пока другие спят, он не спит, чтобы испечь хлеб, который будет готов, когда остальные проснутся. Печёт ли он хлеб для себя? Ни он, ни его семья не съедят его весь. Пекарь работает и жертвует собой ради других. Делает ли он это только одну ночь или две? Нет, это самопожертвование длится всю его жизнь.

Давайте рассмотрим шахтёра, который добывает уголь из земли. Он отказывается от солнечного света и свежего воздуха и зарывает себя в землю; он знает, что в любой момент может лишиться жизни в результате взрыва. Когда утром он прощается со своими детьми, он не уверен, что вернётся домой живым. Герой. И не герой одного сражения, а герой, который жертвует всей своей жизнью. Конечно, он не может использовать весь уголь, который он поднимает на поверхность, только для того, чтобы обогреть свой дом или приготовить себе еду. Уголь нужен бесчисленному количеству людей, которые ему неизвестны и даже не могут поблагодарить его за жертву. Уголь будет использоваться в печах, которые шахтёр никогда не увидит, и, таким образом, он никогда не получит удовлетворения от того, что стал свидетелем результатов своей жертвы. …

А те, кто трудится на земле в поте лица своего, делают это для того, чтобы зерно и плоды, которые они выращивают, и древесина, которую они валят в лесу, были использованы людьми, живущими далеко. И те, кто перемалывает зерно, кто перевозит фрукты и цветы на большие расстояния, не получают никакой благодарности. Эта универсальная благотворительность не похожа на сознательный акт милосердия, для которого нужна какая-то конкретная мотивация, например, видеть страдания и нужды бедных. Это и не случайная или эпизодическая благотворительность, которая прекращается после получения ожидаемой благодарности от бенефициаров.

Нет, космическая благотворительность универсальна. Она требует пожизненного посвящения каждого человека всему человечеству, как богатому, так и бедному. Она не избавляет от какой-то отдельной формы страданий. Она возвышает сердца всех людей и помогает цивилизации подняться на более высокий уровень, поскольку обеспечивает существование всех и каждого. Глубина этой доброты и преданности безгранична.

Вам возразят, что эти люди не работают на благо других; они трудятся только для того, чтобы заработать себе на пропитание и прожить как можно более приятную жизнь. Это правда, это сознательная часть. Но бессознательно они выполняют работу по созиданию. Они повинуются бессознательному приказу, который управляет событиями и сохраняет Жизнь во всей Вселенной.

Мария Монтессори «Образование и мир», Глава 15

Мы предлагаем детям начальной школы историю, в которой обычные люди рассматриваются как великие труженики, а значит, как настоящие герои истории. Это история о человеке-труженике; человеке, преобразующем окружающую среду; человеке, создающем сверхъестественное; человеке, другими словами, как главном агенте Творца на Земле для созидания.

Всё творение — жизнь, движение, работа

Главный агент Творца? Да, потому что, по мысли доктора Монтессори, все силы природы, все элементы природы это великие труженики, и все они, следовательно, являются агентами Творца: солнце, земля, вода, воздух, жизнь во всех её мириадах форм, вплоть до мельчайшей клетки, работают, работают, работают.

Наблюдайте за непрекращающейся деятельностью ручья или растущего дерева. Наблюдайте за волнами океана, за непрерывным движением земли, планет, солнца и звёзд. Всё Творение — это жизнь, движение, работа. А как же наши сердца, легкие, кровеносная система, которые непрерывно работают от рождения до смерти? (…) Даже во время сна они не бездействуют. А наш ум, который работает без перерыва, пока мы бодрствуем или спим?

Мария Монтессори

Иными словами, природа — это деятельность, и мы, вместе с Марией Монтессори, можем рассматривать эту деятельность как работу: она подчиняется законам; она приводит к порядку и гармонии; в конечном итоге она ведёт к преобразованию. Говоря иначе, порядок и гармония, которые мы находим в природе, зависят от активности, от работы; и существенной частью этой работы является космическая работа, работа, которая приносит пользу всему миру, работа, которая приносит пользу другим.

Монтессори часто подчеркивает роль, которую играет жизнь, например, когда она говорит:

Самый интересный и почти потрясающий факт (…) заключается в том, что Земля — это творение жизни. Жизнь создала камни и почву, и именно жизнь поддерживает гармонию Земли (…) Океаны находятся в постоянном химическом равновесии благодаря живым существам, и живые существа также поддерживают чистоту воздуха. Все существа, живущие на Земле, играют космическую роль. Поддержание жизни на Земле зависит от множества видов, каждый из которых выполняет особую, специфическую функцию. Животные питаются, живут и размножаются; у каждого из них есть свой жизненный цикл, который выполняет особую роль по отношению к жизни других видов. Всем известно, например, что исчезновение одного вида в определённом месте нарушает равновесие, потому что жизнь всех видов взаимосвязана. Поэтому жизнь можно рассматривать как энергию, поддерживающую саму жизнь.

Мария Монтессори «Образование и мир», Глава 9

Если движение, деятельность, работа составляют саму суть природы, Вселенной, то как же быть с людьми? Разве мы не являемся частью природы? Вот, как об этом говорит доктор Монтессори:

Разве у человека нет космической миссии, которую он должен выполнить на Земле? Разве можно представить себе, что это существо, обладающее столь великим интеллектом, трудящееся par excellence, не принимает никакого участия в труде космоса? Человеческая энергия тоже появилась на Земле, чтобы взять на себя определённую миссию и выполнить её. (…) Человек — великий труженик, способный своими трудами создать сверхъестественное.

Но теперь мы можем спросить себя: если животные трудятся с такой радостью, то почему люди тоже не получают удовольствие от своей работы? Человек должен быть гораздо счастливее животных. Его несчастье — доказательство того, что в человеческом обществе и в той сверхприроде, которую создало человечество, должны быть ошибки.

Мария Монтессори «Образование и мир», Глава 9

Поэтому иногда человеческий инстинкт, человеческая склонность к труду, принимает неправильный оборот. Возможно, чаще всего он направляется в неправильное русло, и мы создаём «чудеса» разрушения, а не чудеса созидания. Во-первых, наши постоянно растущие технологические возможности опережают, с одной стороны, наши человеческие способности к осознанному пониманию и предвидению, а с другой — наше нравственное развитие. Но именно здесь мы зависим от детей: только дети могут улучшить человечество, только они могут преобразовать само человечество. Поэтому давайте обратимся к детям и их развитию.

Работа ребёнка

Когда Монтессори впервые начала работать с детьми в возрасте от трёх до шести лет в очень бедном районе Рима она обнаружила, что эти дети были великими тружениками. Как будто энергия, которая была заблокирована, подавлена, расстроена, рассеяна, нашла конструктивный выход и теперь выражала себя в работе совершенно естественно и страстно. Ключ, открывший дверь к этому открытию, был двояким: подходящая среда, подготовленная для детей этого возраста, и свобода ребёнка действовать в этой среде и на её основе. Несмотря н, а то, что дети из первого Casa dei Bambini находились там с восьми утра до шести вечера, они хотели ещё больше работы, даже той, которую они могли бы взять с собой домой в конце этого долгого дня. Они были неутомимы в своей работе: вместо того, чтобы проявлять усталость, они казались освежёнными своей работой. Они работали сосредоточенно, они повторяли задание/упражнение, и в результате становились только сильнее, способнее, независимее.

Типичные детские отклонения, такие как робость, ложь, агрессия, собственничество (мы говорим «типичные детские отклонения», но я думаю, что они отнюдь не ограничиваются детством!), исчезали, и появлялся другой ребёнок: спокойный, счастливый, владеющий собой, добрый, дисциплинированный, послушный, отличный и неутомимый работник. Монтессори наблюдала и другой поразительный феномен: дети становились не только психически сильнее, но и физически здоровее, несмотря на то, что условия жизни не менялись. Монтессори почувствовала, что находится в присутствии настоящего чуда, и в итоге решила посвятить свою жизнь и работу этому ребёнку, который скрывается внутри детей всего мира.

Процесс психического исцеления, который Монтессори наблюдала у детей, стал называться нормализацией. Этим выражением Монтессори подчёркивала, что вновь открытая скрытая природа ребёнка — это его настоящая, нормальная природа. Но эта «нормальная» природа может проявиться только в правильных условиях, то есть когда у ребёнка есть возможность, свобода, работать над своим развитием. Это не работа в привычном понимании: не оплачиваемая работа, не работа, связанная с зарабатыванием средств к существованию, не хобби. Но работа ребёнка, как и любая другая работа, требует времени (много времени!), энергии, усилий. Это работа для развития, развивающая работа, и как таковая она спонтанна. Спонтанная работа — это работа, свободно выбранная ребёнком, что означает безопасность от вмешательства взрослых; свободно выполняемая столько, сколько ребёнок хочет; выполняемая в темпе или ритме, который является собственным ритмом ребёнка. Спонтанная работа, открыла Мария Монтессори, — это то, что необходимо для нормализации и нормального развития (нормализация, по сути, есть не что иное, как возвращение на путь нормального или естественного развития). Спонтанная работа — это лекарство от болезней ребёнка, это его естественный образ жизни, хотя бы по той простой причине, что только так дети могут развиваться.

Спонтанная работа ребёнка по развитию осуществляется с концентрацией и тем, что Монтессори называет максимальными усилиями: максимально возможными усилиями, как и подобает творчеству. Работа с концентрацией означает, что человек полностью сосредоточен и полностью, глубоко вовлечён: каждая фибра его существа вовлечена в работу. Конечно, в случае с детьми сосредоточенная работа возможна только тогда, когда деятельность осуществляется одновременно и умственно, и физически: работа руки должна направляться разумом; умственная работа, усилия, обучение должны сопровождаться использованием руки. Так ли это удивительно? Руки — один из особых человеческих даров: всё, что человечество построило за многие века, было построено трудом рук; ребёнок строит/создаёт себя, свой интеллект и свой характер, благодаря труду рук. Именно рука позволяет установить самые интимные отношения между человеком (взрослым или ребёнком) и окружающей средой. Работа для ума ребёнка должна быть в то же время работой для его рук. Поэтому окружающая среда должна быть специально подготовлена для ребёнка, с соответствующими предметами, чтобы всё было в пределах досягаемости как рук, так и ума.

А как же работа с максимальной отдачей? Ребёнок растёт, развивается благодаря усилиям. Слишком легкая работа не ведёт к росту и развитию; и когда мы пытаемся сделать всё легким для ребёнка, когда мы пытаемся предложить ему лёгкую жизнь (а это очень современная тенденция), мы не помогаем ему, не помогаем ему расти и развиваться. И ребёнку становится скучно. Напротив, когда деятельность позволяет ребёнку работать с максимальной отдачей, мы видим, как он повторяет её; мы видим то повторение, которое так часто кажется бессмысленным взрослому уму. Природа не предложила ребёнку путь низкоэнергетического развития; зато она предоставила ему много помощи в процессе развития, включая огромную энергию. К сожалению, огромная энергия ребёнка часто не ценится, а в современном мире взрослых она воспринимается как явная помеха. Вот почему детям нужен свой собственный мир, своё подготовленное окружение со взрослыми, которые готовы понять стремление ребёнка делать, действовать самостоятельно, работать.

Давайте прислушаемся к словам доктора Монтессори:

Ребёнок говорит: «Не помогайте мне. Не беспокойте меня. Оставьте меня в покое». Все взрослые сталкивались с подобным, но не обращали внимания или не реагировали на предложение ребёнка, потому что оно казалось слишком простым (…) Скажем прямо — ребёнок хочет всё делать сам (…) Ребёнок не любит ни играть вхолостую, ни тратить время на бесполезные занятия, ни бесцельно слоняться без дела, как считает большинство людей. Он стремится к какой-то очень точной цели, и стремится к ней с инстинктивной непосредственностью (…) Освободившись от угнетающих взрослых, которые действуют за него, ребёнок достигает и второй цели — позитивно работает над своей собственной независимостью.

Мария Монтессори «Образование и мир», Глава 7

А ещё она говорит следующее:

Наблюдая за детьми, мы поняли, что труд — это основной инстинкт человека и что ребёнок может работать с утра до вечера, никогда не чувствуя усталости, как будто его труд — это часть природного порядка. Усталость не является естественной. Это не результат работы, а результат неправильной работы. Ребёнок делает свою работу, не уставая, и доказывает нам, что мы обладаем огромной неиспользованной энергией.

Мария Монтессори «Образование и мир», Глава 13

Доктор Монтессори также отмечает, что ребёнок не только очень трудолюбив и наблюдателен, но и невероятно дотошен и скрупулезно выполняет задания. Фактически работа с концентрацией и максимальными усилиями строго связана с точностью. Таким образом, Монтессори говорит:

В наших крошечных детях признаки математических способностей проявляются во многих поразительных и спонтанных проявлениях. В самом деле, если мы показывали им, как именно нужно что-то делать, эта точность сама по себе, казалось, удерживала их интерес. Наличие реальной цели, на которую было направлено действие, было первым условием, но точный способ выполнения действия действовал как опора, которая делала ребёнка стабильным в его усилиях и, следовательно, приводила его к прогрессу в развитии. Порядок и точность, как мы убедились, являются ключом к спонтанной работе в школе.

Мария Монтессори «Впитывающий разум», Глава 17

Вот, что говорит Монтессори в самом конце своей долгой жизни:

Что было забыто, так это требовательность к детям. Важность этой детали не понимали, но она является центром всего. Именно из неё исходят активность, радость, работа, совершенствование, свобода. (…) Дело не в том, чтобы сделать человека точным в его обычном образе действий, привязанным к деталям, а не к целому; дело в том, чтобы сделать ум способным видеть (…) без этой способности человек остается слепым, растёт вслепую. Когда пренебрегают деталями точности (которые вначале давали такие блестящие результаты), наступает упадок в результатах нашего образования.

Из письма, написанного Джулиане Зорге; вероятно, в 1951 году

Доктор Мария Монтессори считает, что нормализованный ребёнок, который остается скрытым, если только обстоятельства не благоприятствуют ему, может многое рассказать нам о нас самих, об истинной природе человечества в целом, и поэтому она говорит:

Оказалось, что у ребёнка есть инстинкты, о существовании которых мы даже не подозревали. Оказалось, что он обладает удивительным фундаментальным инстинктом — он хочет работать. Мы не используем термин «работа» в обычном смысле этого слова. Ребёнок учит нас, что работа — это не добродетель, не усилие, которое человек вынужден прилагать; это не необходимость зарабатывать средства к существованию. Труд — это основной инстинкт человека. (…) Человек рождён для работы. Инстинкт труда — его самая выдающаяся черта.

Мария Монтессори «Образование и мир», Глава 12

Монтессори отмечает, что по мере того, как ребёнок работает, многие его черты (как хорошие, так и плохие, с точки зрения взрослого) исчезают. И она говорит:

Остаётся только новый человек, не имеющий ни одного из наших недостатков, — человек, который усердно трудится, человек, исцеленный от недугов. Этот человек обладает подлинными качествами: любовью, которая отличается о т привязанности; дисциплиной, которая отличается от слепого подчинения; способностью относиться к реальности, которая отличается от полета фантазии. Ребёнок приносит нам свет; он показывает нам нового человека, нравственного человека.

Мария Монтессори

Работа и плоскости развития

Тема моего сегодняшнего выступления — работа или, если быть более точным, «Работа: жизненно важный инстинкт», слишком обширна, чтобы изложить её в коротком отрезке времени. Пожалуй, только целая книга, посвящённая этой теме, могла бы сделать её по-настоящему справедливой. В частности, было бы очень интересно систематически проследить проявления этого жизненно важного инстинкта на различных уровнях развития. Ведь, как говорит нам доктор Монтессори, развитие не линейно, а разворачивается по стадиям или плоскостям в соответствии с возрастом, что означает — в соответствии с господствующими интересами. Всё должно меняться в соответствии с этими глубинными интересами, которые возникают внутри развивающейся личности: должна меняться среда, должно меняться то, что содержит среда, должна меняться роль взрослых. В сущности, это означает изменение вида работы, выполняемой развивающимся индивидом: от, например, работы по наблюдению, выполняемой крошечным младенцем, до участия во взрослой работе подростка.

Что особенно интересно в случае с детьми от шести до двенадцати лет, чей интеллект разворачивается вовне, чтобы охватить весь космос и всё человечество, чей развивающий голод связан с пониманием функционирования мира и человеческого общества, так это то, что они не только живут своей работой (как и младшие дети), но и могут размышлять о самой работе. Они могут осознанно относиться к работе, думать о ней: о ценности и важности всех различных форм работы, выполняемой всеми силами природы, всеми формами жизни, человечеством в прошлом и настоящем; о ценности и важности сотрудничества в работе; о ценности и важности работы, выполняемой ради общего блага, то есть космической работы. Таким образом, дети начальной школы могут развить то, что я бы назвала космической моралью, которая включает в себя уважение и благодарность к природе, жизни, человечеству; уважение и благодарность, которые наиболее остро необходимы в настоящее время. Ведь высшее благо касается не только человеческого общества, но и всей Земли, нашего единственного и неповторимого планетарного дома. Дети, развивающие в себе космическую мораль, будут чувствовать ту глубокую ответственность, о которой говорит Монтессори:

(Человек) осознаёт свои собственные интеллектуальные и физические потребности, а также требования к нему со стороны общества и цивилизации. Он верит в борьбу за себя, свою семью и нацию, но ему ещё предстоит осознать свою гораздо более глубокую ответственность за выполнение космической задачи, сотрудничество с другими людьми в работе на благо окружающей среды, на благо всей Вселенной.

Мария Монтессори

Заключение

Как возможно, что ребёнок обнаруживает в человеке глубочайший инстинкт труда, и в то же время многие взрослые считают работу болезненной, почти проклятием по библейским канонам? Как возможно, что пятнадцатилетний подросток, например, на вопрос, чем он хочет заниматься, может ответить только, что хочет делать всё, что принесет богатство и успех? Ответ, который не выявляет никакого призвания к какому-либо определённому виду деятельности. Ответ может быть ошибкой в понимании, в видении. Если наше видение ограничивается только зарабатыванием средств к существованию или получением как можно большего количества денег, то мы можем не найти подходящей работы; и никаких денег в мире не хватит, чтобы компенсировать то, что Марио Монтессори называет принудительным трудом. Он говорил:

Необходимо проводить различие между работой и принудительным трудом. Внешне они могут быть одинаковыми, но в первом случае речь идет о духе, который находит свое выражение в деятельности, а во втором — о бремени, которое омертвляет и подавляет любую духовность, которой человек может обладать, и способствует сопротивлению, бунту, обиде и ненависти. Работа — это естественная функция человека, средство для его высших достижений и духовного развития; но это должна быть работа, выполняемая по доброй воле, а не принудительный труд.

AMI Communications, 1998/4

К сожалению, дети чаще всего подвергаются принудительному труду на протяжении всех лет обучения, и самый главный урок, который многие из них усваивают, — это отвращение к учебе и труду. Инстинкт к труду деформируется, и работа начинает рассматриваться только как средство достижения богатства и успеха или, говоря иначе, как средство власти и собственности.

Человечество состоит как из взрослых, так и из детей: взрослые работают над окружающей средой и преобразуют её, что более чем очевидно из истории человечества; дети могут преобразовать само человечество. Но для этого необходимо уважать труд ребёнка как спонтанный труд для развития, спонтанный труд для постепенного обретения независимости. Поэтому образование должно быть основано на естественном, нормальном развитии, а это требует фундаментальной реформы образования, которую могут осуществить только взрослые. От взрослых требуется не только их работа как строителей внешнего мира, но и их работа по защите моральных и духовных сил, которые появляются вместе с каждым новорожденным ребёнком.

Посвящение

Я хочу посвятить эту беседу великому труженику: моему учителю, коллеге и мужу Камилло Граццини.

Заботимся о вас, чтобы вы заботились о детях

Есть вопросы?

Отвечаем в течение часа по будням с 10 до 18 (мск)
Написать в поддержку